Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет;
грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление
важным свойством естества, как нарушение законов естества.
Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем
казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую
тяжесть, потому что тела человеческие получили новое
достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель
чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним,
уды Христовы претворяет в уды блудничи
[1] . Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех
блуда отступает Святой Дух; согрешивши признается впавшим в
смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог
неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не
уврачуется благовременно покаянием.
Что такое — чистота? Это — добродетель, противоположная
блудной страсти; это — отчуждение тела от действительного
впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху,
отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от
ощущений и влечений блудных, затем последуют и отчуждение тела
от плотского вожделения.
Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и
впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковых
тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах
Спасителя: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ее,
уже любодействова с нею в сердце своем
[2]. Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение
ветхозаветной заповеди; это сказано тем, которые признавали
грехом один телесный блуд, не понимая, что помышления злая,
к которым причисляются помышления блудные, исходят от сердца,
оскверняют человека
[3], отлучают от Бога
[4], отъемлют чистоту — средство Богозрения. Услаждение
блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение
человека, соделывающие его неспособным к общению с Богом, а блуд
тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с
другим телом
[5], есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть
погибель. Чтоб выйти из первого состояния, должно истрезвиться;
чтоб выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться
покаянием.
Некоторые утверждают, что человеку невозможно быть свободным
от порабощения плоти, тем более от помышлений и ощущений
блудных, что такое состояние неестественно. Законополагает Бог,
ведущий возможное и невозможное для нас, более нежели мы: и
потому достижение чистоты и телесной и сердечной возможно для
человека. Законополагает Бог, Творец естества: и потому
сердечная чистота не противна естеству человеческому. Она
неестественна естеству падшему; она была естественна естеству по
сотворении его, и может соделаться естественною по обновлении.
Она может быть возделана и приобретена: хлеб, овощи, плодовитые
деревья не растут на земле сами собою; но когда земля
приготовится должным образом, и полезные произрастения посадятся
и насеются, тогда они произрастают в особенном изобилии для
пропитания и наслаждения человеков. Необработанная земля дает
одни плевелы, или дает одну траву, пищу скотов, а не человеков.
Нужен подвиг: предмет подвига достоин того, чтоб для него
предпринять был усиленный и трудный подвиг избранными для
подвига. Чистота названа в Писании святостью: Сия есть воля
Божия, святость ваша, говорит Апостол, хранити самех себе
от блуда: и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во
святыни и чести, а не в страсти похотней
[6].
Чистота жительствующих в супружество состоит в верности
супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся
Христу состоит в верности к Христу. И к ним-то мое убогое,
утешительное, ободрительное, нелживое слово, — слово,
заимствованное из учения истины: из Всесвятого Слова Божия,
объясненного святыми Отцами, их святым словом и опытом.
Когда Господь воспретил произвольный развод, допущенный
Моисеевым 3аконом, и объявил, что сочетаваемое Богом не может
быть расторгаемо человеком иначе, как по причине уже
совершившегося расторжения впадением в блуд одной половины:
тогда ученики Господа возбудили вопрос о безбрачной жизни. На
это Господь сказал: Не вси вмещают словесе сего, но имже дано
есть... Могий вместити да вместит
[7]. Кто этот могий вместити? по какому признаку
должен каждый из нас судить и заключать о своей способности и
неспособности к безбрачной жизни? Ответ заимствуем из писаний
святых Отцов: по произволению нашему. “Способность дается
просящим ее у Бога от искренности сердца, говорит блаженный
Феофилакт Болгарский: просите, сказал Господь, и
дастся вам; всяк просяй, приемлет
[8]. Искренность прошения доказывается жительством,
соответствующим прошению, и постоянством в прошении, хотя бы
исполнение прошения отсрочивалось на более или менее
продолжительное время, хотя бы желание наше наветовалось
различными искушениями. Собственные подвиги, которыми инок
усиливается побудить и изменить свойство падшего естества, суть
только свидетели истинного произволения. Победа и изменение
естества принадлежать единому Богу. “Где побуждено естество,
говорит святой Иоанн Лествичник, там признается пришествие того,
кто превыше естества”
[9]. Изменяет естественное влечение Бог в том, кто всеми
зависящими от него средствами докажет свое искреннее желание,
чтоб влечение это изменилось: тогда Дух Божий прикасается духу
человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божия,
весь, со всеми помышлениями и ощущениями, устремляется к Богу,
утратив сочувствие к предметам плотского вожделения
[10]. Тогда сбываются слова Апостола: прилепляяйся
Господеви, един дух есть с Господем
[11]. Тогда самое тело влечется туда, куда стремится
дух.
По причине произволения своего, опытно доказанного и
засвидетельствованного, многие непознавшие жен пребыли до конца
жизни в этом блаженном состоянии, иди сохранили свое девство;
другие после супружеской жизни сохранили непорочное вдовство:
иные перешли от развратной жизни к жизни целомудренной и святой;
наконец некоторые, поколебавшись в произволении, снова
возвратились к нему, и возвратили покаянием потерянное
целомудрие. Все они не только воздержались от впадения в блуд
телом, но и вступили в борьбу с помышлениями и ощущениями
страстными, воспротивились им, победили их прияли от Бога
свободу чистоты, которая вполне чужда общении с грехом, хотя бы
он и не преставал от нападений. Так прекращается действие
непогоды на путника, когда он войдет в благоустроенный дом, хотя
бы непогода продолжалась, или свирепствовала еще более. —
Возлюбленные братия, иноки! не будем малодушествовать и унывать.
Не обратим внимания на бесов, влагающих нам недоверие к
избранному нами пути; не обратим внимания на суждения и советы
человеческие, произносимые из неведения или разврата и
злонамеренности: поверим Господу Богу нашему, обетовавшему
услышать нас, и помочь нам, если мы пребудем верными Ему.
Верность эту засвидетельствуем постоянным стремлением к Нему и
постоянным раскаянием в наших уклонениях от этого стремления. Не
возможно не подвергаться большим или меньшим уклонениям, и по
немощи нашей, и по ограниченности, и по повреждению естества
грехом, и по злохитрости наших невидимых врагов, и по
умножившимся до бесконечности соблазнам. Не долго нам
потрудиться! недолго пострадать в борьбе с собою! Скоро настанет
час смертный, который исторгнет нас из томления борьбы и из
опасности впадать в согрешения. О! когда бы в этот час, во
вратах вечности, мы узрели распростертыми к себе объятия Отца
Небесного, и услышали Его утешительный глас: Добре, рабе
благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя
поставлю: вниди в радость Господа твоего
[12]. До этого часа будем подвизаться мужественно, никак не
доверяя плоти нашей, не доверяя нашему бесстрастию, ни мнимому,
ни истинному. Понадеявшиеся на себя, на умерщвление плоти своей,
на свое бесстрастие и благодатное состояние, подвергались
страшным искушениям.
Сказал святой Исаак Сирский: “Не удаляющий себя от причин
греха произвольно, бывает против воли своей увлекаем грехом”
[13]. Правило это, относясь вообще к монашескому жительству,
особенно важно для тех, которые вступили в борьбу с свойством
естества, явившимся в нем по падении. Нам полезно вовсе не
видеть того плода, от вкушения которого мы отреклись. По этой
причине правилами святых Отцов воспрещен вход женскому полу в
монастыри мужские, что и поныне наблюдается в святой Афонской
горе. В житии святого Иоанна Лествичника сказано, что он
пустынножительством и устранением себя от воззрения на лица
окончательно угасил в себе пламень вожделения. Все святые Отцы
старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения
с женами, и такое поведение передали нам в своих
душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная
удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей,
ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они, до
конца жизни, не преставали удаляться от причин греха: такое
удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом. Когда
преподобный Сисой Великий очень устарел, тогда ученик его, авва
Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к
населению. На это отвечал девяностолетний старец: “Поместимся
там, где нет жен”. Ученик возразил: “Где ж место, в котором бы
не было жен, кроме пустыни?” Старец сказал: “Помести же меня в
пустыне, чадо”
[14]. Благое произволение человека укрепляется вдали от
соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив
того оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу
ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе
крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает
и исчезает. Братия! подобает нам удаляться от знакомства с
женами, особливо близкого, от частых свидания и беседы с ними.
Вознамерившиеся победить естество! поймите, что эта победа
невозможна если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию
естества, и возбуждать в себе действие его.
Преподобный Пимен Велики сказал буримому блудною страстью:
“Если монах обуздает чрево и язык, и сохранит странничество: то
он не умрет”
[15] смертью душевною, постигающею каждого, низринувшегося в
блуд. Под именем странничества разумеется здесь удаление от
рассеянной жизни, свободного обращения, многого и короткого
знакомства, от которых разжигается плотское вожделение. —
Преподобный Исаия Отшельник говорил, что блудная брань
усиливается от следующих пяти поводов: от празднословия,
тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от
пресыщения
[16]. Из причин возбуждения блудной страсти с
особенною силою и вредом действуют две: нарушение странничества
и пресыщение. Трудно решить, которое из них пагубнее! гибельны и
то и другое. Подчинившийся и поработившийся одному из них, не
возможет устоять в борьбе против естества своего. Для достижения
чистоты необходимо отвержение обеих причин.— Обратив особенное
внимание на охранение себя от главных причин, возбуждающих
вожделение, не оставим без должного внимания и второстепенных:
будем хранить себя и от них. И меньшей силы повод приобретает
особенную силу от навыка к нему, от небрежения о нем. Например:
иные постятся, живут уединенно и нестяжательно, умоляют Бога о
обуздании похотений естества своего; но при этом позволяют себе
злоречить, укорять, осуждать ближних, насмехаться над ними, — и
помощь Божия отступает от них; они предоставляются самим себе, и
не находят сил противостать греховным побуждениям падшей
природы. В некотором общежитии жил затворник по имени Тимофей.
Один из братий общежития подвергся искушению. Настоятель, узнав
об этом, спросил Тимофея, как поступить ему с падшим братом?
Затворник посоветовал выгнать соблазнившегося. Когда его
выгнали, — искушение падшего брата перешло к Тимофею, и привело
его в опасность. Тимофей начал вопиять со слезами к Богу о
помощи и помиловании. И был к нему глас: “Тимофей! знай, что я
послал тебе искушение именно за то, что ты презрел брата своего
во время искушения его”
[17] . С членами Христовыми — христианами — должно
обходиться очень осторожно и благоразумно: должно сострадать им
в недугах их, и отсекать только те, которые, не подавая
никакой надежды к выздоровлению, лишь заражают недугом своим
других.
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд: но одного
этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог.
На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от
помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных, как то заповедал
нам Спаситель наш. “Как тело, говорит преподобный Макарий
Великий, совокупляясь с другим телом, заражается нечистотою: так
и душа, сочетаваясь с злыми и скверными помыслами, и соглашаясь
с ними заодно, растлевается. Если кто растлит душу и ум,
соглашаясь со злом: тот повинен казни. Должно хранить как тело
от видимого греха, так и душу от непотребных помыслов: ибо она —
невеста Христова
[18]”. Удалив от себя причины греха, как-то, частое общение
и близкое знакомство с женским полом, свободное обращение и
рассеянную жизнь, пресыщение и наслаждение яствами и напитками,
роскошь и излишество в одежде и в прочих принадлежностях
келейных, осуждение ближних, злоречие, смехословие, пустословие
и многословие, решимся отречься от услаждения сладострастными
помыслами, мечтаниями и ощущениями. Не будем сами возбуждать их
в себе, и будем мужественно отвергать их, когда они возникнуть
из падшего естества нашего, иди предложатся врагами спасения
нашего — демонами. Говорит святой Исихий Иерусалимский: “Не
всяк, глаголяй Ми, Господи, Господи, сказал Господь,
внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего
[19]. Воля же Отца Его есть сия: Любящие Господа,
ненавидите злая
[20]. И так: будем упражняться в молитве Иисус-Христовой, и
возненавидим лукавые помыслы. Таким образом сотворим волю Божию
[21]. Очистим себе от всякия скверны плоти и духа
[22], завещавает нам Апостол.
Святые Отцы повелевают блюсти главу змия
[23], то есть усматривать самое начало греховного помысла, и
отвергать его. Это относится ко всем греховным помыслам, но
наиболее к блудному, которому содействует падшее естество,
который, по этой причине, имеет на нас особенное влияние.
Преподобный Кассиан Римлянин заповедует новоначальному иноку
пришедший ему греховный помысл немедленно исповедывать старцу
[24]. Этот способ — превосходен; он для новоначального —
наилучший; но и для преуспевшего бывает в иных случаях крайне
нужен и всегда полезен, как решительно разрывающий дружество с
грехом, к которому влечется болезнующее естество. Блажен кто
может употреблять в дело этот способ! блажен новоначальный,
обретший старца, которому он может открывать свои помыслы! Тем
инокам, которые не имеют возможности непрестанно относиться к
старцу, Отцы повелевают явившийся греховный помысл немедленно
отвергать, никак не вступая с ним в беседу или прение, от
которых непременно последует увлечение грехом, и устремляться к
молитве. Этот способ употребляла с величайшим успехом и плодом
преподобная Мария Египетская, что видно из жития ее
[25]. “Если кто, сказал преподобный Нил Сорский, при всякой
встречающейся напасти, и при всяком помышлении, приносимом от
врага, с плачем вопиет со помощи к благости Божией: тот вскоре
ощутит спокойствие, если будет молиться разумно
[26]. Как свойственно огню истреблять хворост, так чистым
слезам свойственно истреблять все скверны, плоти и духа”, сказал
святой Иоанн Лествичник
[27]. Когда находимся наедине, то при нападении
блудных помыслов и мечтаний, при необычном разженнии тела,
должно падать на колени и на лицо пред святыми иконами, подражая
деланию великой Марии Египетской, и со слезами или плачем
умолять Бога о помиловании. Не замедлят опыты доказать близость
к нам Бога и Его власть над нашим естеством: это доставить нам
живую веру, а живая вера воодушевит нас необыкновенною силою, и
будет доставлять нам постоянные победы. Не удивимся, если и
после продолжительной борьбы, за которою последовало столько же
продолжительное спокойствие, приводившее к мысли о умерщвлении
яда и смерти блудных наклонностей в естестве, снова восстанет
лютая брань, и оживут в теле непристойные влечения и движения
[28]. Враг наш бесстыден; он не останавливается направлять
свои стрелы против величайших Святых Божиих: опыты доказали ему,
что попытка бывает иногда удачною, низлагает и сокрушает даже
сосуды Духа, как этому подвергся Духоносец, прогуливавшийся
вечером на крыше своего царского дома
[29]. Плоть наша — друг неверный: вожделевает другой плоти
не только по собственному побуждению, но и по побуждению
чуждому, по побуждению падшего духа, находящего в осквернениях
плоти, ему не принадлежащей, наслаждение для себя. Неожиданно
является ее непристойное, наглое, усиленное требование! По этой
причине преподобный Пимен Великий говорил: “Как оруженосец царя
предстоит ему всегда готовым: так душе должно быть всегда
готовою против беса блудного
[30]”.
[1] 1 Кор. VI, 15.
[2] Матф. V, 28.
[3] Матф. XV, 19, 20.
[4] Прем. Сол. I, 3.
[5] 1 Кор. VI, 16.
[6] 1 Сол. IV, 3-5.
[7] Матф. XIX, 11, 12.
[8] Матф. VII, 7, 8. — Объяснение на вышеприведенные слова
19 главы Евангелия от Матфея.
[9] Слово 15, гл. 8.
[10] Святой Исаак Сирский, Слова 43 и 38.
[11] 1 Кор. VI, 17.
[12] Матф. XXV, 23.
[13] Слово 57. То же учение читается и в Слове 56.
[14] Алфавитный Патерик.
[15] Алфавитный Патерик.
[16] Изречения Преподобного, помещенные после его
духовно-нравственных Слов. Москва, изд. 1860 года.
[17] Достоп. сказания об авве Пимене, гл. 70.
[18] Слово 7, гл. 4.
[19] Матф. VII, 21.
[20] Пс. ХCVI, 10.
[21] Глава 11. Доброт., ч. 2.
[22] 2 Кор. VII, 1.
[23] Быт. III, 15.
[24] Преподобный Кассиан. Книга 4. О постановлениях для
отрицающихся мира, гл. 37.
[25] Четьи-Минеи, апреля 1.
[26] Слово 8.
[27] Слово 7, гл. 31.
[28] Преподобный Макарий Великий. Слово 5, гл. 14.
[29] Царств XI, 2.
[30] Алфавитный Патерик.