Глава XIV
В Николо-Бабаевский монастырь Преосвященный приехал 13 октября 1861
года. С ним прибыли: управлявший при нем Кавказским архиерейским домом
игумен Иустин, присный духовный сын епископа; ризничий, иеромонах
Каллист, из послушников Сергиевой пустыни; иеромонах Феофан, состоявший
духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома,
из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько
послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством
иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах
Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки
Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую
обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий
скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители.
Николо-Бабаевский монастырь расположен на правом берегу реки Волги при
впадении в нее небольшой речки Солонины, которая отделяет Костромской
монастырский берег от границы Ярославской губернии. За обеими реками в
этой смежной губернии монастырь владеет небольшими сенокосными лугами.
Жители Ярославля издавна расположены к Николо-Бабаевскому монастырю и
с особенным благоговением и верой чтут имеющуюся в нем святыню —
чудотворную икону Святителя Николая. По-видимому выгодное положение
обители, стоящей на полпути между двумя губернскими городами Ярославлем
и Костромой и при одном из первых водных сообщений, должно намекать на
материальное благосостояние ее, но на самом деле было не то: пришельцы
с Кавказа застали этот общежительный монастырь всего с 60 рублями
наличных денег, при двух тысячах рублей долгу, притом пред самым
вступлением в зиму, без всякого запаса хлеба и заготовки дров;
хлебопашеством в монастыре вовсе не занимались. Благоустроению обители
много помогло то обстоятельство, что, еще до приезда Преосвященного
Игнатия, бывший настоятель ее игумен Парфений, по собственному желанию
и просьбе, был перемещен епархиальным начальством в Надеевскую пустынь
той же Костромской епархии, и должность его была сряду занята игуменом
Иустином; благочинным монастыря был назначен иеромонах Каллист, а
иеромонах Феофан сделан вторым духовником. Чин богослужения, порядки
келейного жительства, братская трапеза и жилища, — все было поведено к
улучшению. Заведено правильное хлебопашество на земле, принадлежащей
монастырю, около 80 десятин, частью болотной, частью наносно-песчаной,
для чего была произведена разбивка полей, прорыты канавы для осушки
болот и через них болотная вода спущена в Волгу. Начата перестройка
келлий, назначенных для самого епископа, капитальное исправление
корпуса братских келлий и настоятельских. Корпус этот, с одной стороны
обращенный к Волге, — двухэтажный, с другой, внутрь монастыря, —
одноэтажный; его нашли нужным сшить поперечными железными полосами, так
как он от сырости места и от неравномерной осадки значительно
истрескался в этом направлении. Гостиница для приезжающих,
расположенная у самой ограды монастыря, была вся переделана внутри и
прилично меблирована.
В первый год по прибытии Владыки Игнатия на Бабайки посетил его
старинный друг М. Чихачов, и это свидание их было последним в жизни.
Обоими признано было, что последнему не надо покидать своего места
жительства Сергиевой пустыни, в которую он положил все свое состояние и
пользовался в ней всеобщим уважением братства и теми удобствами, какие
необходимы были для него в болезненной старости. В конце июня 1862 года
приехал в Бабаевскую обитель на жительство родной брат Владыки П. А.
Брянчанинов, испросив увольнение от службы с должности ставропольского
гражданского губернатора, и поселился в монастыре на правах богомольца.
В мае 1862 года епископ Игнатий посетил Преосвященных: Платона в
Костроме, Нила в Ярославле и Иринея в Толгском монастыре близ
Ярославля; после этой поездки уже никуда не выезжал из монастыря, кроме
прогулки в экипаже по окрестностям монастыря в хорошую погоду. В семь
часов утра он пил чай, который признавал необходимостью, как средство,
согревающее кровь, и говаривал: «Вот что значит старость, не напившись
чаю и Богу неспособно помолиться». С 9 часов принимался за дела, или
выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал
посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от
Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень
много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род
болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и
диету, если
таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было
прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших
уединение Святителя. В исходе 12-го часа дня Владыка обедал. Стол его
был простой, и кушал он очень умеренно. В 3-м часу кушал чай, к
которому всегда призывал кого-либо из братии, и завершал угощение
душеспасительной беседой. После вечерни, до 8 часов, принимал всех
имевших к нему духовную нужду иноков и послушников, а также и
посторонних посетителей. С 8 часов вечера Владыка запирался в своих
келлиях; он спал обыкновенно не раздеваясь, на ночь надевал валяные
сапоги, по причине болезни ног, издавна простуженных. Такова была
обстановка келейной жизни Преосвященного Игнатия на Бабайках.
С приездом Преосвященного Игнатия в монастырь стечение народа к
богослужениям значительно увеличилось; церковь Святителя Николая,
вмещающая не более 600 человек, стала тесна, вся монастырская братия и
окрестные жители стали выражать желание построить новый храм вместо
пришедшего в опасное состояние соборного храма Иверской Божией Матери,
шестипридельного, в четырех приделах которого уже воспрещено было
отправлять богослужение, так как образовались большие трещины по всем
направлениям каменных сводов. Явился жертвователь — подрядчик каменных
работ, ярославский мещанин Федотов, обещавший всю каменную работу
исполнить своими рабочими безвозмездно и дать на начальное действие 1
ООО рублей. Преосвященный вызвал из С.-Петербурга знакомого ему
архитектора, профессора Академии художеств И. И. Горностаева, и
передал ему свою величественную идею нового храма, которую тот
осуществил в своем проекте. Чтобы разобрать разрушавшийся соборный
храм, надо было исходатайствовать через обер-прокурора Святейшего
Синода Высочайшее разрешение; а также подлежало Высочайшему утверждению
и разрешение постройки нового храма. Между тем, монастырю необходимо
было спешить разборкою храма, так как рабочие Федотова, в случае
неразрешения, готовились отправиться в Петербург на свои заработки,
тогда и Федотов вынужден был бы отказаться от обещанного, что составило
бы большую потерю для храмоздателей.
В субботу на первой неделе Великого Поста Государь, по приобщении
Святых Тайн, благоволил вспомнить, что у обер-прокурора есть нужные к
докладу дела и потребовал представить их. Обер-прокурор, директор его
канцелярии, начальник отделения, — все, через руки которых шло дело о
Бабаевском храме, были в этот день причастниками. Государь принял во
внимание пожертвования Федотова и благоволил разрешить разборку старого
храма. В тот же день разрешение было передано по телеграфу через
Ярославль в Бабаевский монастырь; вся братия монастыря были
причастники, но Владыке об этом было доложено на другой день — в
воскресенье Недели Православия после Литургии, которую он совершал сам.
Таким образом совершилось достойное замечания событие: первый шаг к
сооружению нового храма был сделан лицами, которые все без изъятий
только что сподобились причаститься Святых Христовых Тайн, — видимый
признак благословения Божия на начатое дело. С понедельника 2-й недели
поста началась разборка старого храма; дело шло быстро, кирпич
заготовлялся на заводах, устроенных при монастыре, добывался на месте
дикий камень, который пошел в цоколь здания, распланирована была
местность, так как новый храм воздвигался немного далее вглубь берега,
размеры фундамента обозначены; твердый грунт не требовал свайных
укреплений; предположено было с наступлением весны приступить к
сооружению здания; ждали утверждения проекта, которое замедлилось.
Министр путей сообщения находил, что архитектурные линии в нем слишком
смелы, чтобы могли быть благонадежно исполнены; только по личным
объяснениям архитектора Горностаева министерство согласилось на
утверждение. Таким образом, проект храма в честь чудотворной иконы
Иверской Божией Матери был приготовлен к всеподданнейшему докладу,
который, в свою очередь, разными случайностями оттянулся до конца мая,
и лишь в 21-е число того месяца, день празднования Божией Матери иконы
Владимирской, Государь изволил утвердить проект. «Над построением храма
Богоматери, — писал Владыка своему брату, — очевиден перст Богоматери.
Даруется человекам труждающимся в деле помощь; вместе даруется им
побороться с препятствиями и поскорбеть для их же душевной пользы,
чтобы очистить дело от примеси тщеславия и других увлечений, чтобы оно
было совершено в богомудром смиренномудрии. Таков обычный ход дел,
покровительствуемых Богом».
Сооружению нового храма доставляли денежные средства расположенные к
монастырю граждане гг. Ярославля и Костромы. Преосвященный Ярославский
Нил сочувственно отнесся к желанию граждан ежегодно переносить с
крестным ходом чудотворную икону Святителя Николая из Бабаевского
монастыря в Ярославский кафедральный собор. Костромской Преосвященный
Платон выразил свое одобрение, и Святейший Синод, указом от 4 июля
1866 года, уважил и разрешил ходатайство Ярославского архипастыря. С
тех пор икона эта носится ежегодно в Ярославль, встречаемая и
провожаемая десятками тысяч жителей.