Глава XV
Живя на покое в Бабаевской обители, свободный от служебных
обязанностей, Преосвященный Игнатий все свободные часы своего дня отдал
пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений. Труды по
напечатанию их принял на себя поселившийся при нем родной брат его Петр
Александрович. Между всеми изданными в это время сочинениями особенно
замечательным является «Слово о смерти», в первый раз напечатанное
издателем журнала «Домашняя беседа» Аскоченским. Впоследствии
составлено было Преосвященным Игнатием особое «Прибавление» к «Слову о
смерти»; это «Прибавление» вошло в издание «Аскетических опытов» в
конце 2-го тома, а потом, вновь значительно пополненное автором, было
издано вместе с «Словом о смерти» отдельной книжкой по кончине его, в
1869 и 1880 годах.
Книгопродавец-издатель И. И. Глазунов, старинный знакомец владыки
Игнатия, вошел с ним в соглашение о напечатании всех его сочинений,
принимая издержки издания на себя, и тем ввел Преосвященного в
усиленное занятие пересмотром, исправлением, пополнением и приведением
в одно целое всех статей, писанных им в разное время в сане
архимандрита, а потом и епископа. Таким образом составились первые два
тома под названием «Аскетические опыты», изданные в 1864 году;
последние два: «Аскетическая проповедь» и «Приношение современному
монашеству», состоящее в советах наружного поведения и духовного
делания, напечатанные в 1867 году, перед самой кончиной Владыки. Пятый
том, под заглавием «Отечник», содержащий изречения святых Отцов и
повести из жизни их, издан также Глазуновым уже по кончине составителя
В предисловии 1-го тома автор объясняет причины, побудившие его к
изданию своих сочинений; именно: он признает себя обязанным дать
христианскому обществу отчет в соглядании им земли обетованной, точащей
духовные блага, какой является иноческая жизнь, проводимая по учению и
преданию Восточной Церкви и созерцаемая в живых представителях ее. В
этом предисловии говорится, что разнообразные статьи «Аскетических
опытов» были составляемы по поводу возникавших вопросов в обществе
иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном общении с автором.
Все они, в целом составе, изображают православный христианский подвиг в
его порядке, постепенности; остерегают подвижника от увлечений и
заблуждений, от несвоевременного стремления к высоким духовным
состояниям; научают полагать прочное основание на делании евангельских
заповедей, на покаянии и покаянном плаче.
Здесь весьма уместно привести слова самого Преосвященного Игнатия, не
раз в откровенных беседах повторенные им брату его, Петру
Александровичу, — что он ни о каком духовном делании не говорил, а тем
более не писал, не проверив своим собственным опытом того учения или
делания и его последствий, которые он переда вал слушателю или
читателю, указывая в то же время на Писание Священное и Отеческие,
говорившие о том же предмете, — что, впрочем, ясно усматривается и из
самих творений его.